Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА
ПАМЯТКА (РЕКОМЕНДАЦИИ)
по организации профилактической работы в сети Интернет
Ростов – на - Дону
2014
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях Интернет необходимо отнести к одному из основных каналов массовой информации который, с высокой степенью эффективности может воздействовать на молодых людей, неопределившихся в своих идеологических приоритетах, чьи ценности , ориентации и смысловые установки еще неустойчивы, а их жизненные траектории могут склониться как в зону принимаемых обществом моделей поведения, так и асоциальных, антиобщественных действий, а также тех, кто входит в состав террористических бандформирований и экстремистских группировок.
Тенденции к расширению доли Интернета в информационном пространстве личности, уровень приобщённости личности к ИТ-технологиям, оказывает большое влияние на формирование ценностно-смысло
Доля активной аудитории, то есть выходящих в Интернет в России хотя бы раз в сутки, сейчас составляет более 52 млн. человек.
Поскольку Интернет модифицирует (а иногда и существенно деформирует) традиционные формы взаимодействия и общения между людьми, его контент (содержательное наполнение) и технологии воздействия на личность (методы, способы и приемы, которые заставляют человека прийти к оценочному суждению) отличаются от того, что используется в средствах массовой информации, следовательно, в информационном поле Интернета требуются особые знания, умения и навыки в вопросах противодействия идеологии терроризма и экстремизма.
Важнейшими качественными признаками новой виртуальной реальности, в качестве которой и выступает Интернет, являются ее глобальность и интерактивность. Интернет не признает условностей государственного суверенитета, форм политического участия, иерархических структур, политических партий и других институциональны
Многогранная проблема регулирования этих процессов имеет технические, политические, нравственные, экономические и правовые и, конечно же, психологические аспекты. Этим ресурсом активно пользуются те, кто претендует на идеологическое влияние, и, в частности, представители различных террористических и экстремистских организаций. Для того чтобы государство и общество могло противостоять этой идеологической угрозе, необходимо не только понимать механизмы наиболее эффективных методов и технологий противодействия идеологии терроризма и экстремизма в информационном поле Интернета, но и активно использовать возможности Интернета для трансляции приоритетов государственной политики.
Данная «Памятка» разработана для сотрудников АТК с целью формирования у них ориентировочной основы действий для проведения антитеррористиче
ПРИЗНАКИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ.
ПРОПАГАНДА И КОНТРПРОПАГАНДА
В настоящий период представители экстремистах и террористических движений объединяются на новейшей идеологической основе, разработанной в зарубежных, в том числе и исламистских центрах, а затем уже дополненной собственными идеологическими наработками. Неизбежным воплощением носителей идеологии религиозного, политического и национал-шовинис
Особому риску подвержена молодежь, поскольку именно ее сознание восприимчиво к влиянию со стороны адептов террористической идеологии, следовательно, в целях идеологического противодействия экстремизму и терроризму работа с молодежью должна стать одним из приоритетных направлений реализации государственной политики, и именно понимание социального самочувствию молодых людей, их умонастроения, того, как они ce6я ощущают в преобразующихся социально-эконом
Современные террористические движения используют сегодня тактику «ожидания», внедряясь через Интернет в идеологическое пространство российского общества, накапливая свой потенциал в молодежной среде и выжидая очередного идеологического кризиса в каком либо из регионов. В этом плане особую тревогу вызывает использование Интернета как в пропагандистских целях гак и для распространения различных материалов для организации террористической деятельности, а также для непосредственной координации и управления лицами оправдывающими экстремизм и терроризм.
Приоритетной целью контрпропагандис
- гуманизм;
- общегосударствен
- идеологическая обоснованность;
- системность, последовательнос
- сочетание централизации и регионализации;
- учет особенностей менталитета и гендерных трансформаций;
- опора на поддержку и доверие народа;
- сочетание гласности и профессиональной тайны.
Только основываясь на данных постулатах, работа по антиэкстремистск
Закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» существенно ограничивает возможности открыто транслировать ценности экстремисткой и террористическо
1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации или физических лиц по планированию и организации, подготовке и совершению действий, направленных на:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации;
- захват или присвоение властных полномочий;
- создание незаконных вооруженных формирований;
- осуществление террористической деятельности;
- возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
- унижение национального достоинства;
- осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
- пропаганду исключительности
2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики дли символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;
Закон также предусматривает запет позитивной оценки экстремистских материалов (их определение дано в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ), включающую в себя труды руководителей национал-социали
Помимо прямого нарушения данного закона, в реальной практике в СМИ и ИТ-контентах, могут встречаться завуалированные (скрытые, опосредованные, манипу- лятивные) техники освещения информации, которые влияют на оценку террористических и экстремистских позиций, и ориентированых на их оправдание или распространение среди различных групп населения.
Самым эффективным способом противодействия идеологии терроризма и экстремизма является убеждение.
Для достижения убеждающего эффекта в информационных контентах могут быть использованы технологии прямого и опосредованного воздействия. Прямые технологии воздействия на ценностные ориентации и смысловые установки потребителей информационных контентов - это традиционно прямой способ воздействия па мировоззренчески
В отношении формирования идеологии, способ :твующей распространению экстремизма и терроризма могут быть использованы не прямые, а опосредованньк 'косвенные, завуалированные) трансляции (методы) шторые напрямую не попадают под действие закона, не могут способствовать инициации возникновения уста товок террористической направленности.
Технологии, которые способны воздействовать и вызывать изменения (трансформироват
- положительной привлекательност
- деформациях смысла жизни и трактовках экзистенциальных ценностей (исходная позиция: каждый нормальный человек верит в нечто более важное, чем жизнь. Нам необходимо что-то, что бы наделило нашу жизнь и нашу смерть смыслом. И чем ближе и более незамедлительна для нас смерть, тем больше мы нуждаемся в ценностях группы и именно эти ценности придают смысл жизни и смерти);
- тематике, не связанной с религией, но допускающей террористические формы протеста (борьба за права животных и за спасение окружающей среды может также быть поводами, оправдывающими терроризм) характеристиках исторических позиций как основ для достижения светлого будущего любой ценой (оправдание террористических событий прошлого);
- групповых ценностях, сфокусированных на силе личности в малой группе людей с одинаковыми убеждениями, которые совершают террористическое насилие (романтизация магии сильной личности, которая готова поставить интересы группы выше всех свои жизненных интересов);
- соперничестве разных групп ценностей (манипуляции тематикой: какая религия лучше и благороднее, какая религия более гуманна к своим последователям). Ради принадлежности к группе и получения групповой поддержки человек способен на куда более высокий уровень агрессии, чем в индивидуальной деятельности;
- манипуляцих, связанных с отчуждением государственных интересов от индивидуальных жизненных ценностей (например, пропасть между богатыми и бедными или чиновник всегда мешающий справедливости и т. д.);
- манипуляциях, связанных с трансляцией ложной информации, которая подкреплена ссылкой на авторитеты или научное обоснование (например упоминание, что «террориста можно вычислить по цвету его ауры, так уже давно делают Израильские спецслужбы»).
Для противодействия идеологии терроризма и экстремизма необходимо использовать технологии контрпропаганды, а для формирования устойчивых идеологических и антиэкстремистск
Основные направления контрпропагандис
1. Разработку методов противодействия идеологии терроризма, как совокупности основных способов воздействия на целевые группы населения с целью формирования ценностно-смысло
2. Использование конкретных методик - описание конкретных приёмов, способов и техник по реализации методов противодействия идеологии терроризма.
3. Содержание методик - содержательно-ин
4. Анализ содержания методик - оценка когнитивных вставляющих методик идеологического воздействия в соответствии с заявленными целями, адресная направленность (возраст, гендерные особенности, социальные параметры и т. д.), информационная новизна, культурологическ
5. Операционализаци
6. Практики применения методик - применение конкретной методики в реальной практике общественно политической жизни в соответствии с социально экономическими и социально-психол
7. Оценка практик применения методик - определение эффективности и результативности использованш методик в соответствии с поставленными целями.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА
Разоблачение идеологии терроризма и экстремизма
Во взаимодействии с религиозными и общественными организациями необходимо сформировать в обществе устойчивое понимание общественного неприятия идеологии экстремизма и терроризма. Для разоблачения этой идеологии в сети Интернет целесообразно использовать технологии аргументации и контраргументаци
Аргументация - способ воздействия на позицию другого, а не демонстрация собственных достижений. Чтобы добиться успеха, надо действовать (излагать информацию) в рамках логики оппонента. Если другой человек не понимает или не принимает Ваших аргументов, необходимо изменить свои доводы, приспособив их к логике рассуждений оппонента. Ваша цель добиться не того, чтобы Ваш оппонент перестал возражать, а того, чтобы он понял и принял предлагаемое решение.
Контраргументаци
При построении аргументации (и контраргументац
- правильно подбирать формулировки для сообщения собеседнику необходимой информации, стремиться к лаконичности, следить за тем, чтобы формулировки были точными и понятными для собеседника;
- необходимо ориентироваться на собеседника: оперировать его понятиями и терминами, опираться на признаваемые им критерии и аргументы, учитывать его интересы, цели и мотивы;
- аргументы должны быть достоверными для собеседника;
- полезно делать свое изложение как можно более наглядным: использовать вспомогательные средства (схемы, расчеты, инфографические материалы), образные выражения (сленг, метафоры, пословицы, поговорки), а также сравнения, понятные собеседнику и опирающиеся на его жизненный опыт;
- вести аргументацию корректно по отношению к собеседнику: открыто признавать его правоту, избегать пустословия, не стараться его запутать, избегать манипулятивных и спекулятивных приемов воздействия;
- следует избегать излишней убедительности, которая может быть расценена как давление и вызовет отпор со стороны.
В ходе диалога Вам необходимо придерживаться следующих правил поведения:
Помните, что Вы ведете диалог с человеком. Не забывайте об эмоциональной сфере. Когда Вы ведете дискуссию в Интернете, то имеете дело с экраном мою тора, то есть Вы лишены возможности использовать невербальные средства общения (жесты, мимику интонации). Написанный текст - это все, что видит Ваш собеседник. В ходе дискуссии можно очень легко ошибиться в толковании слов вашего собеседник; и, к сожалению, забыть о том, что Ваш визави тоже человек со своими чувствами и привычками. Следите за формулировками и используемой лексикой. Когда Вы участвуете в диалоге в Интернет пространстве, помните, что Ваши слова фиксируют. Вероятно, они сохранятся там, где их уже невозможно будет скорректировать или удалить. Всякое сообщение, посланное Вами, может быть сохранено и эта информация может быть включена в новый контекст, а возможности повлиять на этот процесс у Вас нет.
Помните, где именно Вы находитесь в Интернете в позиции потребителя информации или ее преобразователя. Модель поведения, принимаемая в одном месте, неприемлема в другом. Оказавшись на новом сайте, в страничке соцсети или новом блоге, сначала «осмотритесь» и прочитайте, как и о чем говорят участники дискуссии. Какие методы убеждения используются и т. д. Только после этого вступайте в разговор. Сохраняйте реноме и репутацию. Используйте преимущества анонимности. Отдавайте себе отчет в том где, с кем и о чем Вы говорите. Возможно, Вам придется выдавать себя за кого-то иного - помните, что небрежно брошенная фраза может показать, что вы не тот, за кого себя выдаете. Старайтесь следовать выбранной Вами тактике поведения. Перепроверяйте факты. Недостоверная информация способна вызвать целый шквал эмоций в Интернете и превратить Вас в глазах собеседников из экспертов в необразованного любителя.
Старайтесь избегать обобщений. Вас никто не уполномочивал говорить от чьего-то имени. Чем чаще Вы будете использовать обороты «я считаю...», «по моему мнению...» и т. д., тем реже Вас сумеют упрекнуть в чрезмерном собственном величии и иных неприятных свойствах.
Ваш текст должен быть логичен. Он должен быть выстроен так, чтобы в нем не было ни одной «логической дыры», которой не преминут воспользоваться Ваши собеседники с целью опровержения Вашей аргументации.
Помните, что из-за экстерриториальн
ПРИЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ АРГУМЕНТАЦИИ И КОНТРАРГУМЕНТАЦИ
«Фундаментальный метод» - предоставление собеседнику фактов и цифр, подтверждающие доказываемые тезисы и положения.
Малопродуктивным приемом аргументации является прямое непрерывное изложение доказательства лучше использовать метод «поэтапного согласия» три котором вся логическая цепь доказательства разрезается на отдельные отрезки и после каждого отрезка следует пауза и обращение к собеседнику, выяснение его согласия или несогласия, возникших у него возражений и вопросов.
Многие из возникающих возражений можно предвидеть заранее, и тогда полезно использовать прием противопоставлен
когда вы соглашаетесь с доводами против вашей позиции, но подчеркиваете, что эти слабые ее стороны перевешиваются сильными аргументами в ее защиту. Таким образом, с одной стороны, выражается согласие с оппонентом и уважение его позиции, а с другой – исключается возможность использовать приведенные вами соображения против вас.
«Метод кусков» - расчленение высказывания собеседника на отдельные части: «это точно», «насчет этого существуют различные точки зрения», «это полностью ошибочно».
«Метод противоречия» - основан на выявлении противоречий в аргументации собеседника.
«Метод видимой поддержки» - демонстрация согласия с приведенными доводами оппонента, а затем выдвижение контраргументов.
Какие из этих методов использовать и в какой момент их применять - не существует универсальных рецептов. Владея всем перечисленным, Вы будете компилировать их в том сочетании, которое потребуете в ходе конкретного диалога. Если Вы вступаете в уже идущую дискуссию, прочитайте что было написано ранее, и выявите те методы, которые (возможно, неосознанно) используют в доказательстве своей правоты участники дискуссии. Допустим, Ваш оппонент выступает с позиций непоколебимой убежденности в свое» правоте - используйте методы «видимой поддержки и «противопоставле
Если Ваш оппонент в своей доказательной базе противоречит сам себе или использует заведомо ложные предпосылки и мифы - применяйте методы «кусков» и «противоречия». Задавая наводящие вопросы вы, заставьте собеседника самого пытаться объяснить несостыковки событий, фактов и возникшие противоречия.
Нейтрализация замечаний
Для того, чтобы достойно встретить замечания и возражения, необходимо знать, что и когда следует отвечать.
Это зависит, прежде всего, от типа, к которому относится
высказанное замечание.
1. Невысказанные замечания, то есть те, которые собеседник не успевает, не хочет или не может высказать. Для нейтрализации подобных замечаний Вам необходимо перейти к диалогу, активизировать собеседника при помощи открытых вопросов.
2. Отговорки, то есть замечания, не связанные с предыдущей аргументацией, по существу не являющиеся настоящими замечаниями, и служащие лишь проявлением нежелания собеседника продолжать беседу или открыто высказываться по обсуждаемому вопросу - примите их к сведению и не дискутируйте по этому поводу.
3. Предубеждения, выражающиеся в виде неприятных замечаний, имеющих под собой эмоциональную почву. В этом случае логические аргументы не действенны. Прежде чем продолжать дискуссию необходимо подробнее выяснить мотивы и точку зрения собеседника, обсудить аналогичные случаи. И только после тщательного разбора ситуации переходите к логической контраргументаци
4. Ироничные (ехидные) замечания - либо «пропускайте мимо ушей», либо отшучивайтесь, но не в коем случае не поддерживайте такой тон.
5. Стремление к получению информации - дайте спокойный и деловой ответ, попытайтесь разобрать вопрос вместе с собеседником.
6. Желание проявить себя - не препятствуйте собеседнику в выражении собственной значимости или стремлений. Предоставьте больше свободы выражения собеседнику, восстановите паритет в беседе (не давите на него, избегайте самоуверенного тона, учитывайте точку зрения собеседника, отдавайте должное его аргументам и доводам).
7. Объективные замечания по существу вопроса - профессиональные замечания, отвечая на которые не надо противоречить в открытую, лучше показать, что Вы понимаете его позицию, предложить еще раз обсудить Ваше предложение.
8. Общее сопротивление - необходимо снизить тревогу собеседника, создать для него психологически более комфортные условия, внести в беседу больше определенности. Если сопротивление не снижается, попытаться переформулироват
- необходимо точнее понять смысл замечания, задавая вопросы, подвести собеседника к тому, чтобы он сам ответил на замечание или от него отказался;
- признать его правоту и продолжать изложение своей точки зрения, особенно если замечания сделаны к месту;
- попытаться превратить замечание в стимул к дальнейшему диалогу;
резко выступить против некорректных или уничижительных замечаний;
для смягчения воздействия нескольких замечаний и возражений можно использовать «метод сжатия» - ответить на них одной фразой, сконцентрировав в ней все существенное (напр, «с этим... этим... и этим я полностью с Вами соглашусь. Мне кажется, что это правильнее это было бы назвать...»); перефразировать замечание собеседника, одновременно смягчая его смысл (напр, «правильно ли я Вас понял, и Вы хотели сказать..?»)-, использовать «метод опроса» - не отвечая на замечания собеседника, задавать ему вопросы; при этом строить свои вопросы так, чтобы он сам отвечал на свои замечания;
если замечание очень мешает ходу беседы или полностью ее блокирует, использовать «метод отсрочки» - попросить разрешения вернуться к этому замечанию чуть позже (замечание теряет свое значение по мере удаления беседы от того момента, когда оно было сделано).
В любом случае при ответе на замечания в сети Интернет необходимо придерживаться следующих правил:
1) избегать открытого противоречия;
2) сохранять спокойный, доброжелательный тон;
3) с уважением относиться к позиции собеседника;
4) подчеркивать позитивные моменты, признавать правоту собеседника;
5) в ситуации оценки, высказывайтесь только от первого лица (это ваша личная оценка);
6) быть лаконичным.
ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
В идеологическом противоборстве большое месте занимают технологии информационно-пс
Технология в современной коммуникативной науке это совокупность приемов, методов и средств, используемых для достижения конкретных целей, в частности, для осуществления деятельности на основе рационального ее «расчленения» на процедуры и операции с их по - следующей координацией, синхронизацией и выбором оптимальных средств и методов их выполнения.
Технологии информационно-пс
Экстремистские и террористические сайты зачастую используют в своем арсенале воздействия на личность самые разные средства - от способствующих процессу формирования террористических позиций, так и вызывающих реакции cтpaxa, неуверенности, психологической напряженности. Эти технологии применяются в качестве средства разрушения политической стабильности в обществе, а также формирования террористической идеологии.
Основные технологии воздействия на общественное сознание через Интернет-контент
1. Манипулирование с истинной информацией.
2. Тенденциозный подбор тем и материалов.
3. Эмоциональное комментирование, представления происходящего.
4. Технология влияния на деформацию архетипических образов, внедрение в общественное сознание элементов нестабильности, дезорганизованно
5. Использование контентов как канала доведения до населения, руководства страны нацеленной дезинформации.
6. Технологии манипуляции с опросами общественной мнения.
7. «Эффект СNN»(тенденциозн
8. Эксплуатация всевозможных слухов, которые могут целенаправленно влиять на информационно психологический климат в обществе.
9. Использование контентов как инструмента непсредственного доведения до отдельной личности общества и органов государственной власти угроз: ультиматумов, «импульсов» диктата и устрашения.
Например, технология «манипулирования с истинной информацией» является одной из наиболее широко распространенных технологий информационно психологического воздействия на общественное сознание. Так, организованное блокирование части информации или запрет на выражение точки зрения противоположной стороны при акцентировании политически выгодных тем может вызвать у пользователей реакцию которая будет неадекватной происходящим в действительности событиям.
Технология манипуляции опросами общественного шения входит в состав технологий для воздействия ia общественное сознание. Основана на демонстрации информационном потоке некорректных результатов опросов, что может деформировать не только мнение отдельного человека, но и общественное мнение. Опросы являясь по существу средством зондирования состояния общества (экономического, социального, политического) в принципе позволяют манипулировать общественным мнением.
Технология влияния контентов на деформации архетипических образов - одна из технологий для воздействия на общественное сознание, посредством которой осуществляется внедрение в общественное сознание элементов нестабильности, неуверенности и страха. Эта технология состоит в воздействии на стереотипы, установки, сложившиеся у населения конкретной страны, в вытеснении из общественного сознания доминирующей национальной идеи, объединяющего морального начала и рассчитана на реализацию в долгосрочном, стратегическом плане.
«Эффект CNN» - одна из технологий для воздействия на общественное сознание через СМИ, заключается в демонстрации потрясающих психику аудитории актуальных событий в реальном масштабе времени. Благодаря эффекту «присутствия» пользователя в гуще событий (например, при бомбардировках городов) достигается эмоциональное усиление оказываемого на аудиторию психологического воздействия, которое закрепляется нацеленным комментарием.
В политических процессах активно используются манипулятивные технологии. Все политические технологии манипулирования поведением человека действуют в ограниченном временном и функциональном диапазоне. Степень их эффективности определяется духовной зрелостью людей, их готовностью обманываться. Глубинной основой политических манипулятивных технологий является конструирование мифов, обращение не к разуму человека, а к глубинам подсознания. Люди позволяют собой манипулировать, сбрасывая ответственность за свои поступки на так называемых манипуляторов.
Метод политических мифов - направлен на изменение основы ориентации человека, в качестве которой служит складывающаяся в мозгу определенная картина мира, с которой сравниваются явления, наблюдаемые в окружающей среде. Изменение картины мира может происходить внедрением в сознание политических мифов, позволяющих заменить целостное мировоззрение фрагментарным, изменить объективную картину мира, приводя к неадекватному искаженному пониманию реальности, своего рода психическим сдвигам.
Противодействова
Примеры технологий воздействия, которые могут влиять на ценностные установки пользователей Интернета Анонимный авторитет - излюбленный прием введения в заблуждение, активно используемый в различных Интернет-контент
«Будничный рассказ» - «будничное» или «обыденное» изложение информации используется, например, для адаптации человека к информации явно негативного, вызывающего отрицание, содержания. Предполагается, что пользователь, многократно сталкиваясь с информацией такого рода, перестает реагировать на самые чудовищные преступления и массовые убийства, происходящие в обществе. Наступает психологический эффект привыкания.
«Забалтывание» - метод используется, когда необходимо снизить актуальность или вызвать негативную реакцию к какому-либо явлению. Метод «забалтывания» нередко применяется для создания «информационного шума», когда нужно скрыть какое-то важное событие или главную проблему в его основе лежит эффект размытия внимания, за счет большого объема текста с малой информационной нагрузкой.
Эмоциональный резонанс - данную технику определяют как способ создания у пользователей определенного настроения с одновременной передачей пропагандистско
Эффект бумеранга - организация тотальной травли своего оппонента, приводит к тому, что в итоге он начинает вызывать жалость и симпатию у широкой аудитории.
Эффект ореола - базируется на коварном психологическом свойстве - человеческой склонности мыслить ложными аналогиями» и состоит из двух распространенных стереотипов-забл
1. «Рядом - значит вместе». Вследствие этого феномен нахождение рядом со знаменитым или высокопоставленн
2. Второй стереотип - человека, добившегося весомых успехов в какой-то конкретной области, окружающих считают способным на большее и в других делах. Эффект первичности - в современной пропаганде существует принцип: человек, сказавший миру первое слово, всегда прав. Здесь срабатывает один из эффектов восприятия: мы склонны отдавать предпочтение тойинформации, что поступила первой. Изменить уже сформировавшееся мнение очень трудно.
Информационная блокада - замалчивание или заведомо искаженное описание происходящего. Информационная блокада всегда тесно связана с информационным доминированием. Это две стороны одной медали. К ним прибегают как в случае военных действий так и в мирное время.
Эти методы в Интернет пришли, прежде всего 13 средств массовой информации. В связи с этим актуальным становится вопрос, что первично в появлении и распространении информации в СМИ или Интернете, что на что в большей степени влияет сегодня.
СМИ И ИНТЕРНЕТ
Средства массовой информации в «чистом», первозданном виде - это информационная журналистика и аналитика. Вначале именно из газет, а с течением прогресса посредством радио и телевидения, люди узнавали свежие новости. Традиционные СМИ являлись эксклюзивными площадками первичной публикации значимой информации, а также задавали основные тренды в ее общественном восприятии. За последние несколько лет (начиная с 2010 г.) изменились принципы формирования информационной повестки. Произошла трансформация информационного пространства. Основную роль в формировании информационной повестки стали играть соцсети, блоги и особенно микроблоги. Таким образом, сегодня и пресса, и конечный потребитель в основном получают информацию из одного и того же источника - Интернета.
Впрочем, говорить об окончательной гибели СМИ и их замещении «народной журналистикой соцсетей» рано. Это не произошло по нескольким причинам: СМИ - это в большей степени политический инструмент, которым легче управлять. В Интернете ее вычленение из потока дезинформации, ненамеренных искажений и просто истерии превратилось в задачу практически непосильную для рядового пользователя.
Чтобы вычислить реальное событие, требуется несколько часов перекрестной проверки фактов, причем делать это надо уметь в том числе имея источники, заслуживающие доверия массу свободного времени и желания. В любом случае к тому моменту, когда Вы, все проверив, «вытащите из под гор» лжи крошечный кусочек правды, это уже будет не актуально и не действенно.
Интернет для СМИ - это главный источник новостей и одновременно средство передачи информации, в том числе и своей собственной. Что первично сегодня - ответить крайне сложно.
Контроль и противоборство с идеологией терроризма в сети Интернет (блокировка сайтов, публикации на форумах, «живых журналах» и в социальных сетях)
Интернет, по мере расширения сферы его использования в повседневной жизни, создает потенциальную угрозу манипулятивного воздействия на личность.
Материалы, ориентированные на пропаганду идеологии терроризма и экстремизма в Интернете, могут быть размещены в виде текстов, фотографий, видеозаписей (звуковых записей, а также могут передаваться в виде файлов, содержащих какие-то из этих компонентов. Чаще всего материалы представляют собой текст или текст с графическими изображениями, но в последнее время в силу технического прогресса, перестала быть проблемой передача файлов большого объема, в том числе и видео и изображений. Эти материалы могут быть направлены
адресату или размещены на форуме, а также получены в виде спама по электронной почте. При этом одним из главных способов узнать адрес веб-сайта с искомой информацией - это найти его через поисковую систему (Google, Яндекс и т. д.). Поисковая система выдает множество ссылок на самую разную информацию, в том числе, возможно, и на негативные материалы. Кроме этого, двигаясь по ссылкам от одного веб-сайта к другому намеренно или случайно, можно перейти к сайту, содержащему материалы экстремистского и террористическог
Контрпропагандис
1. Ограничение доступа к определенным материалам.
2. Создание многочисленных контролируемых специалистами сайтов в целях публикаций на их страницах контрматериалов или опровержение существующих. Ограничительное (разрушительное) направление
деятельности в сети Интернет может осуществляться путем:
- запрета доступа конкретным лицам или конкретным компьютерам в Интернет в целом;
- сокрытия результатов поиска в поисковой системе;
- запрета доступа к веб-сайтам с определенными, заранее известными адресами, где размещены нежелательные материалы;
- усложнения доступа к определенной информации (принудительное снижение скорости соединения для предотвращения скачивания и получения материалов).
сату или размещены на форуме, а также получены в виде спама по электронной почте. При этом одним из главных способов узнать адрес веб-сайта с искомой информацией это найти его через поисковую систему (Google, Яндекс и т. д.). Поисковая система выдает множество ссылок н: самую разную информацию, в том числе, возможно, и hi негативные материалы. Кроме этого, двигаясь по ссылка* от одного веб-сайта к другому намеренно или случайно можно перейти к сайту, содержащему материалы экстремистского и террористическог
Контрпропагандис
1. Ограничение доступа к определенным материалам.
2. Создание многочисленных контролируемых специалистами сайтов в целях публикаций на их страница: контрматериалов или опровержение существующих
Ограничительное (разрушительное) направление
деятельности в сети Интернет может осуществляться путем:
- запрета доступа конкретным лицам или конкретные компьютерам в Интернет в целом;
- сокрытия результатов поиска в поисковой системе;
- запрета доступа к веб-сайтам с определенными заранее известными адресами, где размещены нежелательные материалы;
- усложнения доступа к определенной информации (принудительное снижение скорости соединения для предотвращения скачивания и получения материалов).
Подобные меры могут реализовываться правоохранительн
Созидательное направление контрпропаганды терроризма в сети Интернет заключается в публикации материалов под различным видом в глобальном пространстве. Это могут быть записи в блогах, форума: \ чатах, комментарии к статьям и запискам других людей та информационных сайтах и в социальных сетях. Это может быть создание собственного сайта или активно присутствие на чьих-то других.
При создании, ведении или модерировании собственного или вверенного сайта следует учитывать особенность восприятия размещенной там информации. При восприятии сайтов идеологической направленности респонденты (пользователи) основной акцент при оценке сайтов делают на следующих аспектах:
- активность передачи информации (оперативности информационная емкость сюжетов);
- «красочность» передаваемой картинки;
- «эффект лидера мнения», осуществляющего информационное сопровождение события.
ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРПРОПАГАНДИС
Эффективность информационно-пр
1) активным проведением информационно-по
2) искоренением элементов насилия из широкого спектра идеологий, которые оправдывают его использование для достижения стоящих перед конкретными людьми или группами граждан политических и любых иных целей;
3) совершенствовани
4) проведением единой для всех органов государственной власти информационно-пр
5) подготовкой квалифицированны
6) созданием эффективной системы просвещения граждан об опасности терроризма, религиозной нетерпимости, геноцида, в том числе с использованием сети Интернет;
7) созданием сети информационных источников, обеспечивающей население достоверной информацией о террористической угрозе и негативном влиянии экстремистских, террористических организаций, а также роли идеологов, заказчиков и исполнителей террористических актов (газеты, журналы, сайты, теле-, радиопрограммы и т. д.);
8) популяризацией позитивного опыта взаимодействия государственных органов власти и местного самоуправления, общественных объединений и религиозных организаций по противодействию идеологии терроризма.
«ДЕРОМАНТИЗАЦИЯ» ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ И ЛИДЕРОВ НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ЭКСТРЕМИСТКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Наибольшую опасность для российского общества представляют русскоязычные Интернет-ресурсы
Так в чем же особенности образа террориста, сформировавшего
Большую роль в специфике восприятия материалов Интернет-сайтов и их оценки играет пол того, кто изображен например, на фотографии и пол того, кто воспринимает данную информацию. Наиболее позитивно воспринимались фотографии молодых военных, которые были участниками антитеррористиче
Большое влияние на функционирование и направленность деятельности организации имеет лидер, и основанием направления противодействия молодежному экстремизму является установление и нейтрализация влияния лидеров неформальных организаций.
Лидера террористической организации или неформального молодежного объединения экстремистской направленности можно охарактеризовать следующим образом:
- обладает хорошими организаторскими способностями;
- отличается особой жестокостью, расовой и религиозной нетерпимостью;
- формирует взгляды группы, приверженность определенных идей экстремистской направленности, является примером для подражания;
- лидер не всегда выдвигается группой на соответствующий «пост», а как правило, занимает лидерскую позицию с открытого или скрытого согласия группы;
- нередко имеет уголовное прошлое;
- осуществляет организацию и планирование акций;
- управляет всей деятельностью группы;
- обеспечивает материальную основу существования группы.
Таким образом, в структуре межгрупповых и меж личностных связей молодежи лидерство следует охарактеризовать отношениями доминирования и подчинения, обусловленными как действием общечеловеческих социально-психол
Одним из эффективных методов противодействия идеологии терроризму в сети Интернет является компрометация лидера экстремистской группы, ее активны: участников путем создания неприязненных отношении между ними и группой. Неприязненные отношение создаются путем моделирования конфликтной ситуации между участниками группы и лидером, когда оглашаются сведения, порочащие лидера в глазах его окружения. Раз общение группы снижает активность ее членов, снижает авторитет лидера, тем самым уменьшая вероятность групповых противоправных действий. Однако в данное случае недопустимо провоцировать совершение преступлений представителями экстремистских группировок, в том числе и в отношении друг друга.
Основными, наиболее удобными площадками для осуществления контрэкстремистс
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И БЛОГОСФЕРА
Одновременно с появлением доступного Интернета стали развиваться средства, облегчающие методы коммуникации между людьми. Из простейших чатов )ни постепенно превратились в разнообразные социальные сети и блогосферу с всеобъемлющим охватом. В мире, к концу этого года, будет насчитываться почти 5 млрд. пользователей социальных сетей. Наиболее распространенным
распространения социальных сетей в России, распределения их пользователей по формальным признакам, а также специфику современного восприятия информации среднестатистиче
Русскоязычный сектор блогосферы и социальных сетей можно условно разделить на несколько сегментов:
А) сервис блогов «Живой Журнал» (далее - ЖЖ) – это одновременно и блог-платформа для ведения онлайн дневников (блогов), и отдельный персональный блог, размещённый на этой платформе. Предоставляет возможность публиковать свои и комментировать чужие записи, вести коллективные блоги («сообщества»), заявлять в друзья («френдить») других пользователей и следить за их записями в «ленте друзей» («френдленте»). Старейший из блогосервисов Рунета (ныне переживающий определенный кризис), интерфейс этого сервиса когда-то работавшего в «закрытом» режиме, подразумевал и подразумевает сегодня навык пользователя писать связные, аргументированны
образование - высшее, достаток - выше среднего, место проживания - города с населением более 500 тыс жителей.
Сегодня этот сервис считается прибежищем Интернет-элиты, обсуждающей «заумные» тексты».
Сейчас, в период украинского кризиса, компания СУП гаравляющая кириллическим сегментом ЖЖ, реализует достаточно спорную политику, отвечающую скорее интересам головного офиса в США, нежели чем политике России, что выражается в ограничении доступа к блогам, публикующим информацию, не соответствующук западной позиции по Украине. ЖЖ характеризуется старомодным интерфейсом и невозможностью ставить лайки»4. Основная масса известных «тысячников» (то есть пользователей, имеющих более 1000 официальных подписчиков) использует основной площадкой именно «Живой Журнал», в том числе и для политической активности, зарабатывания денег и т.д. Представительств
Б) социальная сеть Facebook - ныне все более популярная, постепенно перетягивает к себе аудитории ЖЖ. Основанная Майклом Цукербергом в 2004 г., сегодня она охватывает более 1,2 млрд. пользователей. Русскоязычный сектор насчитывает более 7 млн. аккаунтов. Она менее требовательна к интернет-каналу, удобнее для доступа с помощью мобильных устройств, но в отличие от ЖЖ не поддерживает длинные тексты (максимум 500( знаков), да и система комментариев не подразумевает удобства при ведении длинных дискуссий. Появление кнопки «лайк», подразумевающей возможность отметить интерес и не требующей писать ответ, резко снижает интеллектуальную нагрузку на пользователя. Гораздо более распространена среди молодежи, а система «мгновенных сообщений» служит все более и более удобной заменой Интернет-мессенд
В) «ВКонтакте» и «Одноклассники» - отечественные соцсети, получившие максимальное распространение не требуют хорошего, «широкого» Интернет-канала и во многом именно поэтому имеют гораздо большее распространение в регионе Северного Кавказа, где ис- пользуется сравнительно низкоскоростной Интернет особенно в горной местности. Полностью русскоязычный интерфейс более удобен для аудитории, не владеющей иностранными языками. Наибольшее распространена имеют среди молодежи (до 25 лет), в сельской местности или небольших городах. Эти соцсети не подразумевают' умения создавать длинные связные тексты или умения вести аргументированну
Они наиболее приспособлены для обмена визуальной информацией – фото или видео, не случайно именно соцсеть «ВКонтакте» стала участником большого количества скандалов с «пиратским» контентом. Проект ВКонтакте» был запущен 10 октября 2006 г. и изначально позиционировал себя в качестве социальной сети студентов и выпускников российских вузов, позднее стал называть себя «современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети». Что касается статистики, то читается что сегодня зарегистрировано более 200 млн. аккаунтов в сети. Сколько из них действительно активных эти данные можно оценить лишь приблизительно. по данным на январь 2014 г., ежедневная аудитория ВКонтакте» - около 60 млн. человек5;
Г) «Твиттер» - сервис для публичного обмена короткими (до 140 символов) сообщениями, так называемый микроблог. Общее количество пользователей в мире около 200 миллионов. Сейчас наиболее быстро развивающаяся площадка. «Арабская весна» 2011 г. получила название «Твиттер-революц
ВЕРИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ
Верификация информации - это проверка ее истинности, установление достоверности. Пользователи чаще вcero не могут и не хотят проверять информацию. На это готовы единицы. Исток у этого прост - неподготовленнос
Пользующийся Интернетом человек. Наиболее простои метод перепроверки (верификации) информации – это перекрестная, то есть многократная проверка интересующей информации с использованием независимых источников. Существует понятие внешней критики информации и внутренней.
Внешняя критика информации состоит из определения:
- времени и места появления информации или создания ее источника;
- автора текста или публикатора;
- полноты информации.
Внутренняя критика - это;
- изучение обстоятельств появления или публикации информации;
- цель создания этой публикации.
Умение видеть и разоблачать подтасовки, объяснение этого окружающим, убеждение в необходимости вдуматься над качеством получаемой информации важнейший компонент противодействия идеологии терроризма и экстремизма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная памятка дает представление о том, что необходимо предпринять в сети Интернет для перевода убеждающей информации, являющейся ценностью лишь для транслятора государственных, правовых и общественных ценностей, в личностно значимую для молодого человека как пользователя сети и Интернет контентов. Ему необходимо показать, что основанные на этой информации действия и поступки не только не будут противоречить его ценностным ориентациям, но и будут способствовать удовлетворению жизненных определенных потребностей и соответствовать ценностным ожиданиям.
Убеждающее воздействие в сети Интернет имеет две составляющие:
- содержательную (отбор наиболее целесообразной информации);
- процессуальную (определяет динамику воздействия).
Основные функции контрпропагандис
Функции специальных сайтов Интернета заключается в преодолении стереотипов антигосударствен
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕРМИНОВ
Интернет (от английского Internet) - это общедоступная всемирная компьютерная сеть, которая связывает между собой компьютеры и позволяет пользователям передавать и получать различную информацию. Часто опоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть.
IP адрес - (сокращение от английского Internet Protocol Address) - уникальный сетевой адрес устройства компьютера, мобильного телефона, планшета, сервера (и. т. п.) в компьютерной сети.
Статический IP адрес (постоянный, неизменяемый Р адрес) - это адрес (идентификатор), назначенный устройству в сети на постоянной основе. Данный тип адреса остается неизменным при каждом подключении к сети и всегда идентифицирует то же устройство, которому он был назначен изначально.
Как правило, все сервера в Интернете имеют статические IP адреса. Это необходимо для того, чтобы при подключении к данному IP адресу в любой момент времени пользователь получал доступ к тому же самому серверу в сети.
Динамический IP адрес (непостоянный, изменяемый IP адрес) - это адрес (идентификатор), который присваивается устройству автоматически при выходе в Интернет используется до завершения сеанса соединения.
Веб-сайт или сайт (от английского website: web - паутина, сеть» и site - «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») - совокупность электронных документов файлов) частного лица или организации, представленных в виде интернет-страниц
Портал (portal от латинского porta - ворота) - сайт, сотовый содержит большое число ссылок на другие сайты интернета. Портал может предоставлять посетителям различные сервисы (почта, погода, новости, обсуждения, голосования и т. п.). Как правило, на портале есть возможность разместить объявление или статью, загружать фотографии, комментировать информацию, сохранению на портале другими пользователями.
Блог (от английского blog - интернет-дневник
Блогер (от английского blogger) - лицо, ведущее блог.
Блогосфера (от английского blogosphere) - совокупность всех блогов в Интернете.
Микроблог - аналог обычного блога, но с короткими постами (100-200 символов) Используется обычно для того, чтобы написать что-то очень интересное о том, что сейчас делает пользователь.
Твит-(от английского tweet - чирикать, болтать, щебетать) - запись в сети микроблогов Твиттер.
Ретвит-цитирован
Социальная сеть или соцсеть (от английского socia networking service) - это объединение личных Интернет страниц пользователей, объединенных по каким-то при знакам. В первую очередь, социальные сети рассчитаны на поиск нужных контактов и общение.
Характерными особенностями социальных сетей являются:
- создание личных профилей (публичных или пол) публичных), в которых зачастую требуется указать реальные персональные данные и другую информацию о себе (место учёбы и работы, хобби, жизненных принципы и т. п.);
- предоставление возможностей обмена информации (размещение фотографий, видео, текстовых записей организация тематических сообществ, обмен личными сообщениями и т. п.);
- возможность задавать и поддерживать список других пользователей социальной сети, с которыми у пользователя имеются некоторые отношения (например, дружба, родство, деловые и рабочие связи и т. п.);
- обычно имеют возможность организации личной переписки между пользователями с помощью мгновенных сообщений (чатов)
Хештег (или хештег; от английского hashtag от hash символ # («решетка») + tag - метка, ярлык) - это слово или фраза, которым предшествует символ #. Хештег. предназначен для объединения сообщений (или групп сообщений) по определенной теме или типу с помощью слов или фраз, начинающихся с символа #. Например Медиагвардия. Для объединения сообщений могут быть использованы как один, так и несколько хэштегов ’Хэштеги дают возможность группировать подобные со общения, таким образом можно найти хэштег и получить подборку сообщений, которые его содержат.
Пост (от английского post) - отдельно взятое сообщение, размещенное в социальной сети или блоге.
Репост (от английского repost) - размещение в блоге копии поста другого блогера, пользователя социальной сети или любого другого исходного материала, а также копирование самим автором материала, ранее размещен ного в Интернете. Обычно репост содержит ссылку на оригинальный материал и делается с целью поддержать позицию автора исходного материала. Также репост может иметь целью распространение важной, по мнению совершающего репост, информации (иным методом. реализации данного сообщения является написание краткого содержания поста своими словами и дача ссылки на исходный пост).
Анонимизация (от английского anonymization) процесс удаления или сокрытия данных в сети с целью предотвращения установления личности пользователя, местонахождения устройства, с которого осуществлен
выход в Интернет, места назначения отправляемой пользователем информации.
Анонимайзер (от английского anonymizer) - средства для сокрытия информации об устройстве или пользователе в сети. Может быть программой, устанавливаемой на устройство, или специальным веб-сайтом. На сегодняшний день наибольше распространение
Основные сферы использования анонимайзеров:
- обеспечение конфиденциальнос
- предоставление доступа к запрещенным веб-сайтам и т. п.
Хостинг - (англ. hosting) - услуга по предоставлении вычислительных мощностей для размещения информации на сервере, постоянно находящемся в сети (обычно Интернет)